- Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
- Свобода информации.
- Свобода мысли, совести и религии.
- Уважение человеческого достоинства.
- Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.
- Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).
- Получение дополнительных платных образовательных услуг.
- Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
- Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком; в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа.
- Дополнительная бесплатная помощь учителя в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.
- Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
- Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
- Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом (Совет школы: совет старшеклассников, родительский комитет школы, м/о классных руководителей).
- Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.
- Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.
- Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.
- Использование права экстерната, домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов, индивидуальных образовательных программ, в 10-11 классе – индивидуального учебного плана. По заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и решению педагогического совета, учащиеся 11 классов могут быть освобождены от посещения во втором полугодии занятий по отдельным предметам (либо иметь один свободный день учебной недели).
- Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1 -го по 6-й включительно, а также отсутствие задания на каникулы для учащихся всей школы, кроме чтения художественной литературы.
- Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на Совете школы, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
- Внесение предложений об изменениях в образовательной деятельности школы в утвержденном порядке.
- Использование для выступлений средства массовой информации школы - стенды: «информации», «школьная жизнь», издание газет.
- Право знать о проставленных ему оценках - как за устные, так и за письменные работы.
- Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
- Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
- Право быть выслушанным.
- Право создать общественную организацию по защите прав учащегося в составе учителей, родителей, учеников.
Правила обучения. Права и обязанности учащегося
Права учащегося
Обязанности ученика
Общие правила поведения
- Дисциплина и порядок в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы.
- Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается.
- Права и обязанности учащихся школы определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами.
- Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять внутреннего распорядка, соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов), не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины, соблюдать чистоту в школе и школьном дворе, беречь школьное здание, оборудование, имущество, бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе, соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалках, туалете, уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих, принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы, учащийся приходит в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
- Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
- Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы и с ее территории в урочное время.
- Выйти из школы можно, лишь предъявив записку от учителя, медицинского работника дежурному охраннику.
- В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска занятий более трех дней, учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
- Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.
- Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство.
- Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения учеником умышленного ущерба имуществу школы, родители (лица, их заменяющие) учащегося возмещают ущерб.
- Учащимся во всех случаях следует уважать чужие права собственности. Книги, одежда и прочие личные вещи, находящиеся на территории школы, принадлежат их владельцам.
- Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается передать охраннику и вывесить объявление об утерянных вещах.
- К учащимся, присвоившим, чужие личные вещи, будут применены дисциплинарные взыскания. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобные попытки унижения, подчинения или манипулирования людьми.
- На уроках не разрешается жевать жвачку и принимать пищу, слушать плеер, пользоваться мобильным телефоном (играть, разговаривать, включать звук звонка).
- Ученик обязан выполнять домашние задания.
- По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.
- Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.
- Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
- Ученик имеет право подать апелляцию в течение 3 дней после оглашения оценки, если он не согласен с ней. Апелляция подается учителю-предметнику или завучу по учебной работе.
Поведение на занятиях
- Не опаздывать на урок. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме уроков информатики в компьютерном классе).
- Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы.
- о время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами.
- Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.
- Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
- Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.
- Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов (соблюдая корректную форму).
- На уроках учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему следует бережно и аккуратно.
- Ученики не должны разговаривать на посторонние темы на уроках, так как они этим нарушают права других на получение необходимых знаний.