Реализация концепции профильной школы приводит к необходимости разноуровневого преподавания учебных предметов. Анализ практики преподавания русского языка в старших классах свидетельствует о наличии трех уровней обучения: базового, профильного и углубленного. Нужно отметить, что базовый уровень может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах, так и индивидуальную образовательную траекторию, выбранную в рамках естественно-научного, математического, технического и других профилей. Профильный уровень может быть рекомендован для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень по различным причинам. Непременным условием достижения уровня углубленного изучения русского языка становится выполнение требований к профильному уровню и углубление тех аспектов языкового содержания, которые отражали бы специфику филологического образования.
Преподавание русского языка в условиях уровневой дифференциации предметного материала и выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории требует особой компетентности учителя-словесника. Результаты опроса 27 педагогов, направленных на специальные курсы по преподаванию русского языка в профильной школе, позволили выявить низкий уровень осведомленности учителей в вопросах содержания и организации процесса обучения старшеклассников русскому языку. Так, большинство опрошенных предложили включить в содержание курса на базовом уровне материалы, нацеленные только на подготовку к ЕГЭ. В 15% случаев респонденты были уверены в возможности реализации одинакового для всех уровней содержания обучения. В 60% случаев анкетируемые ошиблись в именах авторов программ и названиях учебников по русскому языку для 10 - 11 классов, а также продемонстрировали неосведомленность в вопросе о том, какие программы допущены (рекомендованы) Министерством образования.